Индоевропейское языкознание и классическая филология
С. И. Межерицкая. Позднеантичный мим в свидетельствах и оценках современников (стр. 571–583)
Автор
С. И. Межерицкая (Санкт-Петербургский государственный университет)
Ключевые слова\n позднеантичный мим, Вторая софистика, речи Элия Аристида
Страницы\n 571–583
Аннотация\n
Статья посвящена проблеме изучения позднеантичного мима как главного театрального жанра первых веков новой эры. Отсутствие текстов мима ставит его вне литературы, несмотря на широкое распространение в Римской империи. Это связано с тем, что античные писатели редко удостаивали мимические постановки, стоящие в одном ряду гладиаторскими играми или конными состязаниями, своим вниманием. Все, что мы имеем, − лишь разрозненные и краткие упоминания, из которых трудно составить представление об этом жанре. Счастливое исключение составляет обвинительная по форме и довольно объемная речь против театра оратора и софиста II в. Элия Аристида. Анализ этой речи позволяет пролить свет на характерные особенности мима, его место в духовной жизни народа, отношение к нему в интеллектуальных кругах римского общества и его роль в дальнейшей судьбе театра.
Библиография\n
  1. Памятники поздней античной научно-художественной литературы. Под ред. М.Л. Гаспарова. М., 1964.
  2. Авторы жизнеописаний Августов. Пер. С. П. Кондратьева под ред. А. И. Доватура//Вестник древней истории, 1957-1959; 1960, № 1-2
  3. Платон. Собр. соч. в 4-х т. Под ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Т. 1. М., 1990.
  4. Сергеенко М. Е. Простые люди Древней Италии. М.; Л., 1964.
  5. Anderson G. The Second Sophistic. A Cultural Phenomenon in the Roman Empire. London, 1993.
  6. Behr C. A. Aelius Aristides and The Sacred Tales. Amsterdam, 1968.
  7. Plutarchi Chaeronensis Moralia. Ed. G. N. Bernardakis. Lipsiae, 1893.
  8. Bieber M. The History of Greek and Roman Theatre. Princeton, 1961.
  9. Paideia: The world of the Second Sophistic. Ed. by B. E. Borg. Berlin, 2004.
  10. Boulanger A. Aelius Aristides et la sophistique dans la province d’Asie au IIe siècle de notre ère. Paris, 1923.
  11. Bowersock G. W. Greek sophists in the Roman Empire. Oxford, 1969.
  12. Dio Chrysostom with an English translation by J.W. Cohoon and H. Lamar Crosby. In 5 vol. London-Cambridge-Harvard, 1951.
  13. Philostratus. The Life of Apollonius of Tiana. The epistles of Apollonius and the Treatise of Eusebius. With an english translation by F.C. Conybeare, M. A. I-II. Harvard Up, 1969.
  14. Libanii opera. Ed. R. Förster. Hildesheim, 1963. T. 4.
  15. Glaeson M.W. Making Men: Sophists and Self-presentation in Ancient Rome. Princeton, 1995.
  16. Harsh P. W. A Handbook of Classical Drama. Stanford, 1944.
  17. Hauler E. Zur Geschichte des griechischen Mimus. München, 1893.
  18. Aelius Aristides Smyrnaei quae supersunt omnia. Ed. B. Keil. Berolini, 1898.
  19. Korenjak M. Publikum und Redner: ihre Interaktion in der sophistischen Rhetorik der Keiserzeit. München, 2000.
  20. Pernot L. La rhétorique de l’èloge dans le mond Gréco-Romain. T. 1. Paris, 1993.
  21. Theatre and Society in the Classical World. Ed. R. Scodel. Ann Arbor, 1993.
  22. The second sophistic. Ed. by T. Whitmarsh. Oxford, 2005.
  23. Der Kleine Pauly Lexikon der Antike. Bd. 3. München, 1979.