В. Т. Мусбахова. Об одной боспорской реминисценции Гиппонакта (стр. 679–693)
Автор
В. Т. Мусбахова (Салоники)
Ключевые слова\n Древнегреческая литература, VI в. до н. э., Гиппо- накт, Fr. 4b Degani, «Синдская расщелина», Боспор
Страницы\n 679–693
Аннотация\n
Автор анализирует существующие интерпретации фрагмента Гиппонакта (Fr. 4b Degani) и приходит к выводу, что попытки установить географическую локализацию «Синдской расщелины» основывались на неверном понимании семантики слова διάσφαγμα. Контексты показывают, что слово могло означать либо 1) разрез в земной коре, т.е. ущелье, либо 2) разрез-укрытие, пещеру, являясь практически синонимом κευθμών. Если предположить, что в основе фрагмента Гиппонакта лежит второе значение, тогда речь могла идти о некой пещере в Синдике, очевидно, известной даже ионийской аудито- рии Гиппонакта. Это могла быть именно та пещера, в которой, соглас- но Страбону, произошел обман и уничтожение гигантов, подстро- енные Афродитой с помощью Геракла (Str. 11. 2. 10). Предание об Афродите Апатурос, одном из самых значительных божеств на Боспоре, и сам ее культ несомненно были одной из ярчайших местных достопримечательностей, которые оставались в памяти у посещавших эти места малоазийцев. С другой стороны, передневосточные связи местной Афродиты, почитавшейся местным населением под именем Астара, позволяют рассматривать сексуальную расправу над гиганта- ми в свете представлений об Иштар-Астарте, наказующей мужей сексуальным бессилием. Именно такое восприятие боспорской Афро- диты может объяснить, почему Гиппонакт использовал выражение Синдская щель в обсценном смысле γυναικεῖον αἰδοῖον. Не исключено при этом, что он обыграл уже имевшееся у слова обсценное значение, соединив его с мифом о «распутной» богине и ее пещере, из-за кото- рой, вероятно, слава блудницы стала достоянием синдской женщины, как зафиксировано в лемме Гезихия Σινδίς· ἡ Σκυθία. καὶ ἡ πόρνη.
Библиография\n
Блаватский В. Д. Древнейшее свидетельство о Синдике//Блаватский В. Д. Античная археология и история. М., 1985. С. 55-58.
Гайдукевич В. Ф. История античных городов Северного Причерноморья//Античные города Северного Причерноморья. М.; Л., 1955. С. 23- 147.
Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М., 1982.
Кошеленко Г. А. Боспорский вариант мифа о гибели гигантов//Боспорский сборник. Вып. 2. М., 1999. С. 146-60.
Мачинский Д. А., Мусбахова В. Т. Остров Кирки и изображения на келермесском ритоне, преддверье Аида и древнейшая греческая расписная керамика в Северном Причерноморье//Боспорский феномен. СПб., 2009. С. 355.
Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России. М., 2002 (репринт).
Тохтасьев С. Р. Боспорская легенда об Афродите Апатурос//ВДИ. 1983. № 2. С. 111-117.
Тохтасьев С. Р. ΣΙΝΔΙΚΑ//Таманская старина. Вып.
СПб., 2002. С. 10-24.
Яйленко В. П. Женщины, Афродита и жрица Спартокидов в новых боспорских надписях//Яйленко В. П. Женщина в античном мире. М., 1995. С. 204-72.
Allen T. W., Halliday W. R., Sikes E. E. (ed.) The Homeric Hymns. 2nd ed. Oxford, 1963.