Индоевропейское языкознание и классическая филология
Н. А. Бондарко. Н. В. Брагинская, А. И. Шмаина-Великанова. Анонимная проповедь о воплощении Бога Слова в рукописи Cgm 176 из собрания Баварской государственной библиотеки. Мученик как аскет в Четвёртой Маккавейской книге (стр. 61–78)
Автор
Н. А. Бондарко. Н. В. Брагинская, А. И. Шмаина-Великанова (Институт лингвистических исследований РАН Инcтитут высших гуманитарных исследований РГГУ, Инcтитут восточных культур и античности РГГУ)
Ключевые слова\n немецкая духовная проза, проповеди, средневерхненемецкий язык, рукописная традиция, Давид Аугсбургский Четвертая Маккавейская книга, иудеоэллинистическая литература, язык греческой философии в иудео-эллинистической литературе, иудейские источники богословия мученичества
Страницы\n 61–78
Аннотация\n
В статье впервые публикуется текст средневерхненемецкой проповеди о воплощении Бога Слова по единственному известному списку начала XIV в., представленному в рукописном сборнике францисканских духовных прозаических текстов из собрания Баварской государственной библиотеки (Cgm 176). На основании обнаруженных параллелей с двумя немецкими трактатами Давида Аугсбургского из этой же рукописи предлагается гипотеза о том, что данный текст происходит из южнонемецкой францисканской среды, однако был переписан из сборника, не связанного с рукописной традицией давидовского корпуса. Происхождение христианской аскезы и подвижничества как прак- тик пустынников, впоследствии монахов, до открытий в Кумране воз- водили к стоикам и киникам, иногда к индийскими гимнософистам, известным тоже через греков. Но каким бы ни было происхождение практики христианской аскезы в реальности, образ аскета в религиоз- ном, а не философском контексте появляется в Четвертой Маккавейс- кой книге как способ рассказать на греческом философском языке о мучениках за веру. В форме философского греческого трактата автор пересказывает и толкует эпизод пыток и смерти мучеников из Второй Маккавейской книги, используя в изобилии атлетическую, аскети- ческую (подвижническую), воинскую, состязательную (агональную) лексику и образность. Это необходимо, чтобы выиграть состязание с киниками и стоиками на их поле, доказав, превосходство Торы как любви к мудрости (философии) над философией греков, так как Тора научает переносить страдания лучше, чем эллинские мудрецы. Из этой полемической задачи как бы непроизвольно возникает язык и система образов, в которых описывается новый феномен, для которого не было языка – мученичество за веру. Это происходит потому, что к гре- ческому языку присоединяется идея искупительной жертвы, которая воскрешает в ставшими условными образах их мифологический и религиозный субстрат. Образной системе, созданной 4 Макк, была суждена долгая жизнь в христианской мартирологической, а затем и аскетической литературе.
Библиография\n
  1. Латышев В. В. Очерки греческих древностей. Вып. 2. СПб., 1889.
  2. Bowersock G. W. Martyrdom and Rome. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
  3. Boyarin D. Dying for God: Martyrdom and the Making of Christianity and Judaism. Stanford, CA: Stanford University Press.
  4. The Noble Contest: Honor, Shame and the Rhetorical Strategy of 4 Maccabees//Journal for the Study of the Pseudepigrapha 13 (1995). P. 31-35.