Индоевропейское языкознание и классическая филология
Ф. А. Елоева. В. В. Емельянов. Кафаревуса в современной новогреческой литературе – лингвистический эксперимент или отражение диахронии?. К истории шумер. Anzil: орфография, семантика, этимология (стр. 268–275)
Автор
Ф. А. Елоева. В. В. Емельянов (Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский государственный университет)
Ключевые слова\n новогреческий язык, кафаревуса, демотика, современная греческая литература. шумерский язык, шумеризмы в аккадском, акка- дизмы в шумерском, семантика, этимология
Страницы\n 268–275
Аннотация\n
В новогреческом языке долгое время официально функциониро- вали две литературные нормы – кафаревуса (высокая, ориентирую- щаяся на древнегреческий язык) и демотика (обыденная, основанная на разговорном языке). В 1976 году кафаревуса была официально отменена, но при этом все большее количество современных греческих писателей и поэтов используют в своем литературном творчестве «отмененную кафаревусу» или просто переходят на нее. Статья пред- ставляет собой попытку интепретации ренессанса кафаревусных форм в современной греческой литературе и жизни. Рассматривается слово неизвестного происхождения, которое встречается в шумерских литературных текстах с XXI в. до н.э., обозначает нарушение запрета и не имеет точного перевода. Целью статьи является гипотеза его первоначального значения и этимологии. Внимание также уделяется литературно-мифологическим контекстам, связанным с особенностями его употребления.
Библиография\n
  1. Емельянов В. В. Аккадские заимствования в шумерском (до III династии Ура)//Индоевропейское языкознание и классическая филология -XIII. Материалы чтений, посвящен-ных памяти профессора И. М. Тронского. 22-24 июня 2009 г. СПб; 2009. С. 171-183
  2. Емельянов В. В. Аккадские заимствования в шумер-ском (Старовавилонский период)//Индоевропейское языкознание и классическая филология -XV. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М.Тронского. 20-22 июня 2011 г. СПб; 2011. С. 165-177
  3. von Soden W. Akkadisches Handwörterbuch. Wiesbaden, 1958-1981
  4. Chicago Assyrian Dictionary. Chicago, 1956-Cooper 1983 -Cooper J. S. The Curse of Agade. Baltimore; London: The John Hopkins University Press, 1983
  5. Pennsylvania Sumerian Dictionary (electronic view) http://psd.museum.upenn.edu/epsd/index.html
  6. The Electronic Text Corpus of Sumerian Literature http://etcsl.orinst.ox.ac.uk/
  7. Frayne D. R. Old Babylonian Period (2003-1595 BC). Toronto; Buffalo; London, 1990 (= The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early Periods. Volume IV)
  8. Gallagher W. R. Sennacherib’s Campaign to Judah: New Studies. Leiden, Brill, 1999
  9. Geller M. J. Taboo in Mesopotamia: A Review Article//Journal of Cuneiform Studies 42/1 (1990)/P. 105-117
  10. Klein J. The God Martu in Sumerian Literature//Sumerian Gods and Their Representation. Groningen, Styx Publications, 1997. P. 99-116 (= Cuneiform Monographs 7)
  11. Lane, E. W. The Arabic-English Lexicon. London, 1863-1871
  12. Lieberman, S. Sumerian Loanwords in Old Babylonian Akkadian. Missoula, 1977
  13. Leslau W. Comparative dictionary of Ge‛ez (Classical Ethiopic): Gg‛gz- English/English-Gg‛gz with an index of the Semitic roots. Wiesbaden, Otto Harrassowitz Verlag, 1987
  14. Maul S. 'Herzberuhigungsklagen': die sumerisch-akkadischen Eršahunga- Gebete. Wiesbaden, Otto Harrasowitz Verlag, 1988
  15. Novotny J. R. The Standard Babylonian Etana Epic. Helsinki, 2001 (= State Archives of Assyria. Cuneiform Texts II)
  16. van Soldt W.H. Three Tablets from Tell Hammam et-Turkman//Ancient Near Eastern Studies Presented to Philo H. J. Houwink ten Cate on the Occasion of his 65th Birthday. Leiden, 1995. P. 275-291