Индоевропейское языкознание и классическая филология
E. V. Grigoryeva. David der Unbesiegbare? Einige Überlegungen zum Gebrauch des Beinamens in der griechischen und der armenischen Traditionen (стр. 186–197)
Автор
E. V. Grigoryeva (Humboldt-Universität zu Berlin)
Ключевые слова\n Давид Анахт, Армения, античная философия, древнегреческий, переводы, древнеармянский, неоплатонизм
Страницы\n 186–197
Аннотация\n
Под именем Давида Анахта (Непобедимого) до нас дошло множество древнеармянских текстов различного содержания (переводы религиозных текстов и сочинений Аристотеля, философские трактаты и комментарии, богословские сочинения и т. д.). Очевидно, что все эти тексты не могли быть созданы одним и тем же учёным и даже в одну и ту же эпоху. В докладе предпринята попытка систематизировать случаи употребления эпитета «Непобедимый», а также проанализировать причины и обоснованность его использования по отношению к философу-неоплатонику Давиду.
Библиография\n
  1. Eliae in Porphyrii Isagogen et Aristotelis Categorias commentarium. Edidit Adolfus Busse. Berlin: Reimer, 1900 (Commentaria in Aristotelem Graeca, 18.1).
  2. Davidis Prolegomena et in Porphyrii Isagogen commentarium. Edidit Adolfus Busse. Berlin: Reimer, 1904 (Commentaria in Aristotelem Graeca, 18.2).
  3. Pseudo-Elias (Pseudo-David): Lectures on Porphyry's Isagoge. Introduction, text and indices by Leendert Gerrit Westerink. Amsterdam: North-Holland Publ. Comp., 1967.
  4. Դաւթի Անյաղթ փիլիսոփայի մեկնութիւն չորեքտասան գլխոց Արիստոտելի ի Վերլուծական ն, in Կորիւն Վարդապետի, Մամբրէ Վերծանողի և Դաւթի Անյաղթի Մատենագրութիւնք. Venedig: S. Łazar, 1833.
  5. Ars Dionysii Grammatici et Armeniaca in eam scholia Davidid Philosophi rec. et disputavit N. Adontz. Петроград: Типография Академии наук, 1915 (Bibliotheca Armeno-Georgica, 4).
  6. Arevshatyan S. S. (Hg.). Դաւթի Եռամեծի և Անյաղթ փիլիսոփայի ընդդէմ առարկութեանցն չորից Պիհռոնի իմաստակ ի Սահմանք և տրամաթիիւնք իմաստասիրութեան. Eriwan: Издательство АН Армянской ССР, 1960.
  7. Arevshatyan S. S. (Hg.). Դաւիթ Անյաղթ, Մեկնութիւն ի Վերլուծականն Արիստոոտէլի. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1967.
  8. Arevshatyan, Sen Sowreni (Hg.). Դաւիթ Անյաղթ, Վերլուծութիւն Ներածութեանն Պորփիւրի -Анализ «Введения» Порфирия, сводный критический текст, пер. и прим. Сена Суреновича Аревшатяна. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1976.
  9. Topchyan A. (Hg.). David the Invincible, Commentary on Aristotle’s Prior Analytics, Philosophia Antiqua, 122. Leiden: Brill, 2010.
  10. Ajamian S. An Introduction to the Book of Psalms by David Anjałt’//C. Burchard (éd.). Armenia and the Bible. Papers Presented to the International Symposium Held at Heidelberg, July 16-19, 1990. Atlanta: GA, 1993, S. 15-21 (=University of Pennsylvania. Armenian Text and Studies, 12).
  11. Arevshatyan S. S. Формирование философской науки в древней Армении (V- VI вв.). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1973.
  12. Arevshatyan S. S. David l'Invincible et sa doctrine philosophique//Revue des Études Arménienne. 1981. V. 15. P. 33-43.
  13. Arevshatyan S. S. David the Invincible in Armenia and other Countries: the Fate of his Legacy//Calzolari 2009a. P. 227-233.
  14. Brutian G. A. (Hg.). Давид Непобедимиый -великий философ древней Армении/David the Invincible -the great philosopher of ancient Armenia. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1983.
  15. Busse A. Die neuplatonischen Ausleger der Isagoge des Porphyrius//Wissenschaftliche Beilage zum Programme des Friedrichs- Gymnasiums 54. Berlin: Gaertner, 1892.
  16. Чалоян В. К. Философия Давида Непобедимого. Ереван: АН Армянской ССР, Институт истории, 1946.
  17. Calzolari V., Barnes J. (Hg.). L'oeuvre de David l'Invincible et la transmission de la pensée grecque dans la tradition arménienne et syriaque. Boston; Köln: Brill, 2009.
  18. Calzolari V. David et la tradition arménienne//Calzolari 2009a. P. 20- 48.
  19. Calzolari V. La version arménienne des Prolegomena philosophiae de David et son rapport avec le texte grec//Calzolari 2009a. P. 50-89.
  20. Conybeare F. C. On the Ancient Armenian Versions of Plato//The Classical Review. 1889. Vol. 3. P. 340-343.
  21. Conybeare F. C. A Collation with the Ancient Armenian Version of the Greek Text of Aristotle’s Categories, De interpretatione, De mundo, De virtutibus et vitiis and Porphyry’s Introduction. Oxford: Clarendon Press, 1892 (Anecdota Oxoniensia: I. Classical Series; 1,6).
  22. Fiaccadori G. (Hg.). Autori classici in lingue del Vicino e Medio Oriente. Atti del VI, VII e VIII seminario sul tema: recupero di testi classici attraverso recezioni in lingue del Vicino e Medio Oriente. Roma: Istituto poligrafico e zecca dello stato, 2001.
  23. Garsoïan N. G. Thomas F. M., Thomson R. W. (Hgg.). East of Byzantium: Syria and Armenia in the Formative Period (Dumbarton Oaks Symposium, 1980), Washington DC: Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies, 1982.
  24. Grigoryeva E. V. Zur Einheit des Werkes Davids des Unbesiegbaren und der Frage nach der Autorschaft der „Auslegung der ‚Analytik‘ des Aristoteles“//Индоевропейское языкознание и классическая филология -XVII. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М. Тронского. 24-26 июня 2013 г. Отв. ред. Н. Н. Казанский/СПб.: «Наука», 2013. P. 209-227; online unter http://iling.spb.ru/comparativ/mater/tronsky2013/tronsky2013.pdf.
  25. Hugonnard-Roche H. La tradition gréco-syriaque des commentaires d'Aristote//Calzolari 2009a, S. 200-226.
  26. Khostikian M. David der Philosoph. Bern: Scheitlin, Spring & Cie, 1907.