А. Ю. Братухин. А. Ю. Братухин, Л. В. Братухина. Ἀπηλγηκυῖα ψυχή in Clem. Alex. Paed. I, 8, 74, 2. Конечная судьба грешников согласно Клименту Александрийскому (стр. 88–97)
Автор
А. Ю. Братухин. А. Ю. Братухин, Л. В. Братухина (Пермский государственный национальный исследовательский университет Пермский государственный национальный исследовательский университет)
Ключевые слова\n Климент Александрийский, πηλγηκώς, Новый Завет, ранняя Церковь, гностицизм, сотериология, эсхатология, апо- катастасис. Климент Александрийский, апокатастасис, эсха- тология, сотериология, ранняя Церковь, Библия, гностицизм
Страницы\n 88–97
Аннотация\n
В статье анализируется употребление Климентом Александрий- ским форм новозаветного причастия πηλγηκώς («впавший в бесчув- ствие»). Оксюморон τὴν πηλγηκυῖαν ψυχήν <…> λγηδόνος (Paed. I, 8, 74, 2) выражает идею необходимости для жестокосердых спаситель- ного страдания. Климент, утверждая, что вразумляющая педагогика Творца призвана привести «бесчувственных» (или «душевных», ψυχικοί) людей к покаянию, вступает в скрытую полемику с гностика- ми, утверждавшими, что Творец неспособен спасти душевный образ. В статье рассматриваются работы ученых, исследовавших вопрос апокатастасиса у Климента Александрийского. После изложения, ана- лиза и критики разных точек зрения на эту проблему делается попытка объяснить возможность существования двух противоположных взгля- дов на сотериологию Климента. Согласно одному из них, он отстаивал идею всеобщего спасения, согласно другому, в пользу которого говорят приводимые в статье цитаты, он допускал вечное наказание грешников, избегая, однако, прямо говорить об этом.
Библиография\n
Варежанин В. К. Нравственное учение Тертуллиана//Труды Киевской духовной академии. Киев, 1866. Т. II. № 7. С. 261-284.
Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях)/предисл. и коммент. С. В. Мосоловой. М.: Изд-во МГУ, 1994.
Карташев А. В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.