С. К. Егорова. В. В. Емельянов. Magnus eques (Hor. Epod. 4.15–16). К истории шумер. (m)uzug: орфография, семантика, этимология (стр. 282–289)
Автор
С. К. Егорова. В. В. Емельянов (Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский государственный университет)
Ключевые слова\n lex Roscia theatralis, 4-й эпод Горация шумерский язык, шумеризмы в аккадском, аккадизмы в шумерском, семитизмы в шумерском, семантика, этимология
Страницы\n 282–289
Аннотация\n
В статье предлагается понимать sedilibusque in primis (Hor. Epod. 4, 15) не как указание на первые 14 рядов, отведенных в театре для всадников, а в прямом смысле – в первом ряду. То, что вольно- отпущенник, герой стихотворения, сидит именно там, хорошо согла- суется с другими эпизодами его вызывающего поведения. Поскольку обычно в первом ряду сидят первые лица государства, персонаж иронически назван magnus eques. Рассматривается слово неизвестного происхождения, которое встречается в шумерских литературных текстах с XXII в. до н. э., обозначает ритуальную нечистоту человека и не имеет точного перевода. Целью статьи является гипотеза его первоначального значения и этимологии. Внимание также уделяется литературно-мифологическим контекстам, связанным с особенностями его написания и употребления.
Библиография\n
Емельянов В. В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб., 1999.
Емельянов В. В. Аккадские заимствования в шумерском (до III династии Ура)//Индоевропейское языкознание и классическая филология -XIII. Материалы чтений, посвящен-ных памяти профессора И. М. Тронского. 22-24 июня 2009 г. СПб., 2009. С. 171-183.
Емельянов В. В. Аккадские заимствования в шумерском (III династия Ура)//Индоевропейское языкознание и классическая филология -XIV. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М. Тронского. 21-23 июня 2010 г. СПб., 2010. С. 296-312.
Емельянов В. В. Аккадские заимствования в шумерском (Старовавилонский период)//Индоевропейское языкознание и классическая филология -XV. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И. М.Тронского. 20-22 июня 2011 г. СПб., 2011. С. 165-177.
Емельянов В. В. Группы изгоев в текстах Гудеа//XXVII Международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «Локальное наследие и глобальная перспектива. “Традиционализм” и “революционизм” на Востоке». 24-26 апреля 2013 г. Тезисы докладов. СПбГУ., 2013. С. 262-263.
von Soden W. Akkadisches Handwörterbuch. Wiesbaden, 1958-1981.
Attinger, P. Enki et Nin[h]ursa[g]a//Zeitschrift für Assyriologie 74 (1984). P. 1-52.
Behrens, H. Enlil und Ninlil. Ein sumerischer Mythos aus Nippur. Rome, 1978.
Borger, R. Mesopotamisches Zeichenlexikon. Münster, 2004.
Civil M. Early Semitic Loanwords in Sumerian//Fs. R. D. Biggs. Chicago, 2007. P. 11-34.
Chicago Assyrian Dictionary. Chicago, 1956-
Cuneiform Texts from Babylonian Tablets in the British Museum. London, 1896-
Klein, J. A self-laudatory Šulgi hymn fragment from Nippur//The Tablet and the Scroll: Near Eastern Studies in Honor of William W. Hallo. Bethesda, 1993. P. 124-130.
Kramer, S.N. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. Chicago, 1963.
Labat R. Manuel d’épigraphie accadienne. Paris, 1952.
Lane, E. W. The Arabic-English Lexicon. London, 1863-1871.
Lieberman, S. Sumerian Loanwords in Old Babylonian Akkadian. Missoula, 1977.