Индоевропейское языкознание и классическая филология
Н. А. Бондарко. Об авторстве вставок в рукописной традиции Давида Аугсбургского (стр. 89–106)
Автор
Н. А. Бондарко (Институт лингвистических исследований РАН)
Ключевые слова
рукописная традиция, авторство, средневерхненемецкая духовная проза, текстология средневековой литературы, немецкие францисканцы
Страницы
89–106
Аннотация
В статье на материале нескольких мистико-богословских трактатов, созданных южнонемецкими францисканцами в конце XIII в. под влиянием идей Давида Аугсбургского (ум. в 1272 г.), рассматри- ваются примеры в рукописях XIV в., в которых автор критикует свой собственный текст с точки зрения полноты раскрытия темы. Анали- зируется случай, когда в одном из списков подобный комментарий исчезает, а вместо него появляется «недостающий» текст (трактат«Семь начальных правил добродетели»). В другом случае автокоммен- тарий появляется в качестве вставки, в которой также содержатсядополнения к первоначальному тексту (трактат «Семь ступеней молит- вы»). В статье анализируется текстологическая ситуация и приводятсядоказательства в пользу того, что подобные вставки, скорее всего, не принадлежат самому Давиду Аугсбургскому, даже если признать егоавторство в отношении первоначальных редакций текста. Вставныетексты, связанные с имплицированным образом автора – наставникановициев появляются благодаря активности переписчиков текстов впроцессе развития рукописной традиции. Вероятно, анонимные редак-торы чувствовали себя вправе делать дополнения к исходному тексту,поскольку ощущали себя частью живой традиции, освященной автори-тетным именем церковного писателя. Такая практика свидетельствуето ситуации множественного (комплементарного) авторства, харак-терной для эпохи массового распространения духовной прозы нановых национальных языках.
Библиография
  1. Berlin, Staatsbibliothek -Preußischer Kulturbesitz, Ms. germ. qu. 125.
  2. Bayerische Staatsbibliothek München, Cgm 176.
  3. Bayerische Staatsbibliothek München, Cgm 183.
  4. Bayerische Staatsbibliothek München, Cgm 210.
  5. Unger H. Geistlicher Herzen Bavngart. Ein mittelhochdeutsches Buch religiöser Unterweisung aus dem Augsburger Franziskanerkreis des 13. Jahrhunderts. Untersuchungen und Text. München, 1969. S. 187-450.
  6. Frater David ab Augusta OFM: De exterioris et interioris hominis compositione secundum triplicem statum incipientium, proficientium et perfectorum libri tres/Ed. a PP. Collegii S. Bonaventurae. Quaracchi: Ad Claras Aquas, 1899.
  7. Deutsche Mystiker des 14. Jahrhunderts/Hg. von Fr. Pfeiffer. Bd. I. Leipzig, 1845.
  8. Бондарко Н. А. Проблемы авторства и стабильности текста в южнонемецкой духовной прозе XIII века//Восточная Европа в Древности и Средневековье. Автор и его текст. XV Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В. Т. Пашуто/Отв. ред. Е. А. Мельникова. Москва, 15-17 апреля 2003 г. Материалы конференции. М., 2003. С. 25-31.
  9. Bohl C. Geistlicher Raum. Räumliche Sprachbilder als Träger spiritueller Erfahrung, dargestellt am Werk De Compositione des David von Augsburg (Franziskanische Forschungen 42). Werl, 2000.
  10. Bondarko N. Besonderheiten der Textgliederung in der handschriftlichen Überlieferung der deutschen Traktate Davids von Augsburg//Индоевропейское языкознание и классическая филология -XIII (чтения памяти проф. И. М. Тронского). Материалы межд. конференции, проходившей 22-24 июня 2009 г. СПб., 2009. C. 655-681.
  11. Jellinegg B. David von Augsburg. Dessen deutsche Schriften, auf ihre Echtheit untersucht und auf Grund der Handschriften verbessert. XIX. und XX. Sitzungsberichte des k. k. Stiftgymnasiums der Benediktiner in St. Paul für das Schuljahr 04/5. St. Paul, 1905.
  12. Repertorium der ungedruckten deutschsprachigen Predigten des Mittelalters. Der Berliner Bestand/Hg. von Hans-Jochen Schiewer u. Volker Mertens. Bd. 1, T. 1: Die Handschriften aus dem Straßburger Dominikanerinnenkloster St. Nikolaus in undis und benachbarte Provenienzen. Preprint. Tübingen, 1997.
  13. Nemes B. J. Der 'entstellte' Eckhart. Eckhart-Handschriften im Straßburger Dominikanerinnenkloster St. Nikolaus in undis, in: Schreiben und Lesen in der Stadt. Literaturbetrieb im spätmittelalterlichen Straßburg/Hg. von Stephen Mossman, Nigel F. Palmer u. Felix Heinzer (Kulturtopographie des alemannischen Raums 4). Berlin; Boston, 2012. S. 39- 98.
  14. Neuendorff, D. Bruoder Berthold sprichet? Textgeschichtliche Untersuchungen zu Predigten Bertholds von Regensburg. Oulu, 1994 [Unveröffentlichte Habilitationsschrift].
  15. Richter D. Die deutsche Überlieferung der Predigten Bertholds von Regensburg. München, 1969.
  16. Ruh K. David von Augsburg//Die deutsche Literatur des Mittelalters: Verfasserlexikon. 2., völlig neu bearb. Aufl. Bd. 2 (1980). Sp. 47-58.
  17. Schwab Fr. M. David of Augsburg’s “Pater noster” and the Authencity of his German Works. (Münchener Texte und Untersuchungen 32). München, 1971.
  18. Stöckerl D. Bruder David von Augsburg. Ein deutscher Mystiker aus dem Franziskanerorden. (Veröffentlicheungen aus dem Kirchenhistorischen Seminar München IV, 4). München, 1914.
  19. Unger H. Geistlicher Herzen Bavngart. Ein mittel-hochdeutsches Buch religiöser Unterweisung aus dem Augsburger Franziskanerkreis des 13. Jahrhunderts. Untersuchungen und Text. (Münchener Texte und Untersuchungen 24). München, 1969.