Индоевропейское языкознание и классическая филология
Д. А. Браткин. Л. В. Братухина, А. Ю. Братухин. Судебные описания в Деяниях Апостолов, в романе Харитона и в римских судебных папирусах из Египта. Экфрасис Климента Александрийского (стр. 119–128)
Автор
Д. А. Браткин. Л. В. Братухина, А. Ю. Братухин (Санкт-Петербургский государственный университет Пермский государственный национальный исследовательский университет)
Ключевые слова\n Деяния Апостолов, Харитон, греческий роман, папирология Климент Александрийский, экфрасис, Вторая Софис- тика, Филострат
Страницы\n 119–128
Аннотация\n
В статье рассматривается вопрос о точках соприкосновения между судебными описаниям в Деяниях Апостолов и в романе Хари- тона. Уточняя предложенную С. Шварц интерпретацию для имеющихся параллелей, автор предлагает видеть в них отражение общего юридического и процессуального фона I в., реконструируемого на основе папирологической информации. В статье доказывается, что творчество Климента Александ- рийского должно рассматриваться не в контексте Второй Софистики, а в русле более широко понимаемой традиции экфрасиса, характерного для античной литературы. Климент в некоторых случаях пародирует прием экфрасиса, используемый софистами II–III вв.
Библиография\n
  1. Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.: искусство, 1977.
  2. Бычков В. В. Эстетика поздней античности (I-II вв.). М.: Наука, 1981.
  3. Бычков В. В. Aesthetica Patrum. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М.: Ладомир, 1995.
  4. Брагинская Н. В. «Картины» Филострата Старшего: генезис и структура диалога перед изображением//Одиссей. Человек в истории. Т. 6. М.: Наука, 1994. С. 274-313.
  5. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979.
  6. Усачева А. В. Perceptions of the second sophistic and its times -Regards sur la seconde sophistique et son epoque/T. Schmidt, P. Fleury, ed. Toronto: University of Toronto Press, 2010//Вестник ПСТГУ. Серия «Богословие. Философия», выпуск 6 (38). М.: Издво ПСТГУ, 2011. С. 144-148.
  7. Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты…» Экфрасис как художественно- мировоззренческая модель//Вопросы философии. 2011. № 11. С. 47-57.
  8. Gabrielsson J. Über die Quellen des Clemens Alexandrinus. Erster Teil. Upsala: Akademische Buchhandlung C. J. Lundström, 1906.
  9. Itter A. C. Esoteric teaching in the Stromateis of Clement of Alexandria. Leiden, Boston: Brill, 2009.
  10. Hoff R. von den. Horror and amazement//Paideia: The World of the Second Sophistic/Ed. by B. E. Borg. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 2004. P. 105-125.
  11. Norris F. W. Isis, Sarapis and Demeter in Antioch of Syria//Harvard Theological Review. 1982. Vol. 75. P. 189-207.
  12. Osborn E. F. The philosophy of Clement of Alexandria. Cambridge: University press, 1957.
  13. Pasquier А. Une écriture du visual au temps de la Seconde Sophistique: Clément d’alexandrie (Protreptique) et Philostrate (Images)//Perceptions of the second sophistic and its times/T. Schmidt, P. Fleury, ed. Toronto: university of Toronto Press, 2010. P. 87-101.
  14. Pépin J. Christianisme et mythologie. Jugements chrétiens sur les analogies du paganisme et du christianisme//De la philosophie ancienne à la théologie patristique. Variorum reprints. London, 1986. VIII. Р. 17-44.